воскресенье, 9 октября 2011 г.

Князь Олег (Вещий)

Олег (Вещий Олег, древнерусское Ольгъ) - князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Большинство летописей считает Олега родственником (племянником или братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно "Повести временных лет" в 879 г. Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу и попросил позаботиться о своем малолетнем сыне Игоре.

"Повесть временных лет" сообщает, что уже через три года после вокняжения в Новгороде, в 882 году, Олег с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев, убив при этом правивших там Аскольда и Дира. Город был сильно укреплен, поэтому Олег пошел на хитрость. Олег велел своей дружине спрятаться в ладьях, а сам переоделся купцом, идущим "в греки". Сказавшись больным, послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Так Олег выманил Аскольда и Дира из укрепленного города в гавань. Когда князья пришли к мнимому купцу, он вынес младенца Игоря и сказал: "Вот княжич, законный наследник Рюрика, а я его родич. Вы же - не князья и не из княжеского рода". Тут дружинники Олега выскочили из ладей и убили Аскольда и Дира, а затем захватили Киев. После взятия Киева, Олег провозгласил город столицей своего государства. «Се буди мати городам русских». Именно с него пошло это распространенное выражение. С момента взятия Олегом Киева, начинается история Киевской Руси.

Под тем же 882 годом, сразу же после рассказа о захвате Олегом Киева, Нестор сообщает, что Олег пошел походом против независимых от южного государственного центра племен Северного Запада. Он начал "ставить города" в землях словенов и кривичей и обложил данью эти племена. Основание и перестройка опорных пунктов княжеской власти в землях кривичей и словенов, а также наложение дани означало распространение на земли северо-западных славянских племен княжеской власти и государственной системы налогообложения. Интересно, что Олег обложил данью и своих земляков - новгородских словенов, что свидетельствует о том, что государственная целостность и государственный порядок для Олега были выше личных симпатий.

Следующими шагами княжения Олега были мероприятия, направленные на расширение государственной территории Киевской Руси. Сначала он начал войну с древлянами, которых победил и обложил тяжелой данью ("брал из них по черной кунице"). Потом Олег покорил северян, обложил их данью и запретил платить дань хазарам. Дальше Нестор повествует о стремительном подчинении князем еще одного союза племен: "Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Те ответили: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а платите мне". Подчинение племенных союзов древлян, северян и радимичей, согласно Нестору, князь осуществил за три года (883-885 гг.), но это маловероятно. Настоящее подчинение этих племенных союзов длилось значительно дольше, а Нестор, как и другие летописцы, которые почти не имели под рукой письменных источников, а пользовались фольклорными памятками, наверное, для удобства изложения свели эту борьбу до трех лет.

Следующие 22 года (885-907) правления Олега в Киеве летописцы как-будто забыли. Опять в летописях Олег упоминается под 907 годом в связи с большим походом на Византию.
Вероятно, в период с 883 по 907 годы Олег занимался подчинением не только древлян, северян и радимичей, но и чуди, и мери, и вятичей, и хорватов, и дулибов, и тиверцев - все эти племена князь взял с собой в поход на Царьград в 907 году. Кроме того, все это время у Руси был очень грозный враг - хазары. Кому не известны слова Пушкина: "Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам".

Под 907 годом летопись сообщает о походе Олега на Византию. Под знаменами Олега выступили варяги, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы. Согласно летописи войско Олега двигалось на 2000 кораблях, в каждом из которых было по 40 воинов, т.е. всего у Олега насчитывалось 80 000 человек.

Точно неизвестны причины нападения Руси на Византию, которая имела наилучшую в тогдашнем мире армию. Современные историки думают, что византийская сторона спровоцировала нападение на Константинополь, нарушив условия договора с Аскольдом, в первую очередь об уплате империей Руси ежегодной дани и предоставления льгот русским купцам в Константинополе и других городах. По-видимому, византийцы решили воспользоваться серьезным, как они думали, послаблением Киевского государства в результате длительной и изнурительной деятельности по объединению союзов племен. Венгерская хроника Анонима (ХІІІ в.) свидетельствует, что в конце ІХ века Русь вынуждена была оплатить одноразовую дань уграм, чьи бесчисленные племена прошли по территории Руси. Но византийцы просчитались - Русь оказалась более крепкой, чем они предполагали.

Византийская империя переживала тогда не лучшие времена: усилилось давление арабов на ее малоазиатские владения, а внутри страны начался мятеж под руководством Андроника Дуки. Олег, благодаря информации разведчиков, знал о ситуации в Константинополе. Он заключил союз против империи с Болгарским царством. Царь Симеон, тогдашний болгарский правитель, пообещал пропустить через свои владения сухопутную часть русского войска.
Собрав большую армию и хорошо подготовившись, Олег отправился в поход. Его сухопутная армия приблизилась к стенам Константинополя, в то время как флот подошел к входу в бухту Золотой Рог, которая была морскими воротами города. На противоположных берегах бухты в самом узком месте стояли две башни, между которыми в случае опасности натягивалась железная цепь, перекрывающая вход в бухту. Заслон этот был очень крепким - разбить ее было практически невозможно.
Греки перед флотом Олега сразу же закрыли бухту, но представьте себе их удивление, когда они увидели вражеские корабли практически в городе, за цепью. Это произошло благодаря хитрости Олега. Вот как пишет Нестор: "Велел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса, и пошли со стороны поля к городу".

Элементарные знания механики дают понять невозможность движения по суше даже легких кораблей, используя лишь паруса. Только для того, чтобы сдвинуть их с места пришлось бы впрягать в каждое судно несколько пар волов или коней, или же большое количество людей. Так и делали славяне, когда тянули волоком на катках свои ладьи сушей между реками или в обход порогов. Именно так ратники Олега и переместили флот в обход цепи.
Появление кораблей Олега в Золотом Роге означало полную осаду: русское войско окружило Константинополь и с суши, и с моря. Греки вынуждены были прибегнуть к мирным переговорам. Присланные императором послы сказали: "Не губи города, дадим тебе дани, сколько пожелаешь". По той же летописи Олег "приказал" императору Леону (Льву VI) и его брату-соправителю Александру дать по 12 гривен серебра на каждую ладью. Таким образом, войско Олега получило выкуп в размере 24 тысяч гривен - огромную для того времени сумму.

Умело проведенная военная кампания принесла Руси важную победу и выгодные условия союзного соглашения. Византия обязалась платить Киеву дань. За это Олег и его преемники должны были предоставлять империи постоянную военную помощь. Сначала, в том же 907 году, было заключено предварительное короткое русско-византийское соглашение, а впоследствии, в 911 году, - подписан подробный союзный договор.
Именно после похода на Константинополь прозвал народ Олега вещим (колдуном, волшебником). Люди верили, что Олег имел необычные способности и сверхчеловеческую силу.
После 911 года русские летописцы "потеряли" Олега. Смерть Олега является почти полной тайной. Нестор датирует ее 912 годом, а Новгородская летопись - 922-м.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века.
Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?" Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни". После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ. И после этого умирает Одд».

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий