суббота, 15 октября 2011 г.

Служебник и Часослов

Богослужебные книги представляют собой либо литургические тексты, используемые во время богослужения, либо руководства, как этими текстами следует пользоваться. Тексты литургических книг подразделяются на основную часть, где содержится неизменяемый устав богослужебных книг, и изменяемую часть с молитвами, которые меняются в соответствии с праздником или днем календаря. Неизменяемые элементы содержатся в Евхологии, или Служебнике, и в Часослове, книге служб суточного круга. Молитвы подвижного, изменяемого цикла находятся в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Фиксированный цикл молитв для поминовения святых, дни празднования которых распределены на все дни календарного года, содержится в двенадцатитомной Минее. Чтение отрывков Нового Завета используется в обоих циклах и собраны в двух книгах: Апостоле и Евангелии. Типикон является сводом, уставом, который упорядочивает использование богослужебных книг в соответствии с праздниками церковного года. Изложить изменяемую и неизменяемую части в одной книге так, чтобы каждая церковная служба содержалась в полном составе, крайне сложно, потому что богослужение ежедневно изменяется в некоторых своих частях в соответствии с подвижными праздниками. Для изложения всех служб одного года потребовались бы сотни томов. Именно в связи с этим обстоятельством предпринято описанное выше разделение богослужебных книг.

Все богослужебные книги Православной церкви имеют древнее происхождение. Сведения о них имеются уже в дошедших до нас сочинениях 3 в. В основном создание богослужебных книг было завершено к 9 в., но их дополнение новыми произведениями богослужебной поэзии и редактура шли на протяжении всей истории церкви. Автором, составившим первый Часослов, считается преподобный Савва Освященный (6 в.). Позднее в его состав вошли песнопения, приписываемые традицией Иоанну Дамаскину (8 в.) и Феодору Студиту (9 в.). Составителем Октоиха был также Иоанн Дамаскин. Первое объединение служб в минейные сборники связывается с именами Софрония, патриарха Иерусалимского, и Иоанна Дамаскина, а составление Триодей - с именами Иосифа и Феодора Студитов.

Служебник - богослужебная книга, содержащая богослужебные тексты, произносимые священниками и диаконами во время богослужения. Служебник - непременный атрибут для совершения священником Литургии,поэтому в некоторых изданиях, например киевском 1629 г. и львовском 1637 г., он называется Литургиарион.

Служебник и Часослов заключают в себе тексты общественного богослужения, которые читаются и поются постоянно или чаще других. Это молитвы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов. Службы вечерни и утрени излагаются в них в полном составе, с той разницей, что в Служебнике находятся молитвы, произносимые священником и диаконом, а в Часослове - чтецом и певцами. По этим книгам на утрене или на вечерне священник в алтаре или на солее пред царскими вратами, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время. Например, на утрене чтец читает по Часослову шестопсалмие, в то же время священник тайно читает по Служебнику утренние молитвы. На вечерне, когда чтец читает по Часослову псалом предначинательный "Благослови, душе моя, Господа" (Пс. 103), священник по Служебнику читает молитвы, называемые светильничными. Неизменяемые молитвословия литургии содержатся только в Служебнике, а неизменяемые молитвы часов, повечерия и полунощницы заключены в Часослове.

Служебник содержит в себе тексты трех литургий, совершение которых принято в Православной церкви: литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных даров. Дополнительная часть Служебника содержит молитвы, читаемые на службах суточного круга, например, чин литии по усопшим, совершающийся после вечерни и утрени, или молитвы по причащении. Для удобства пользования книгой в ней даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Поскольку в конце литургии принято поминать святых, празднование памяти которых приходится на день службы, то в Служебнике печатается также Месяцеслов святых - указатель дней их памяти.

К древнейшим русским спискам Служебника относится Служебник Варлаама Хутынского (12 - 13 вв.) и Служебник митрополита Киприана (14 - 15 вв.). В списках служебников 13 - 15 вв. наблюдается проникновение элементов чинопоследований, составляющих ныне содержание Требника; так, в нем могли помещаться обряды и молитвы, связанные с местом совершения Литургии и предметами церковного культа: чин «омовения трапезы» (престола), молитвы на основание церкви, «над вином служебным», чины освящения церкви в случае осквернения, чин омытия мощей или «како подобает воду с креста пити» (освящение воды). В служебнике помещались также молитвы обручения и венчания, молитвы чина крещения, братотворения, «о стаде», «над гроздием» и т. д., а также молитвословия Пасхи, Рождества Христова, Преображения, Петрова дня и др.

В 15 - 16 вв. состав древнерусского Служебника стабилизировался в части главных богослужений (чины Вечерни, Утрени, трех Литургий). В это же время в Служебнике появляются новые чины: «Како пети канон св. Троицы вместо полунощницы», «причащения св. воды вместо св. Таин», порядок чтения Евангелия в первый день Пасхи и Слово Иоанна Златоуста на тот же день, канон молебный Богородице на всякую неделю; включается также специальная подборка «молитв на потребу» (на основание и освящение храма, на копание и освящение колодца, на начало посева и сбор урожая и др.). Обязательным элементом Служебника становится «Устав како достоит священнику с диаконом служити». В 16 в. в Служебник входят также канонические документы новгородского происхождения: «Вопрошание Кириково», «Исправление» архиепископа Ильи-Иоанна (12 в.), уставы архиепископа Геннадия (кон. 15 в.). С 16 в. происходит «специализация» служебника и возникают особые его разновидности - «Диаконники» (в которых помещались тексты, произносимые за богослужением диаконом: отдельные ектеньи, молитвы Литургии Преждеосвященных Даров, крещенского водосвятия, вечерни Троицы, обряд «воздвижения креста», тексты многолетия) и Архиерейский служебник.
В служебниках того времени встречаются чин исповеди, молитвы от всякой скверны, молитва над плодами и овощами, молитва от всякой печали, молитва на поганых, молитва над сосудом и ситом и т. п. Благодаря этим и другим добавлениям дополнительная часть Служебника увеличилась к концу 16 и началу 17 в.в. до огромных размеров. Она состояла не менее, чем из 25 статей. Такой объем имела она и в первых московских печатных служебниках 1602 - 1606 гг., а также во всех последующих, до времени Патриарха Иосифа включительно.
15 апреля 1652 года скончался Патриарх Иосиф. Затем начался новый период в истории нашего славянского Служебника - период его сокращения и приведения к единообразию. Начало тому положено было на Московском Соборе 1655 г. 31 августа того же года было приведено в исполнение соборное определение о напечатании нового Служебника. Это был Служебник в истинном смысле слова, не содержавший уже ни одной статьи Требника (В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни). Он заключал в себе устав священнослужения, последования вечерни, утрени, чин священной литургии (проскомидия), литургии святых Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, краткое Сказание "еже кая есть десная страна святаго хлеба", отпусты и Месяцеслов. В 1656 году вышло новое издание Служебника, более полное по сравнению с предшествовавшим и почти тождественное с современным. В Служебник внесены были чин благословения колива и чин литии. В позднейшее время прибавлены прокимны Евангелий и Апостолов, аллилуиарии и "Известие учительно".

Часослов - наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
Часослов содержит тексты полунощницы, часов, чина изобразительных и повечерия. В дополнительной части Часослова собраны молитвы, присоединяемые к службам суточного круга, как, например, чин возвышения панагии, благословение трапезы, молитвы на сон грядущий. В Часослове находятся краткие молитвы, которые повторяются в службах определенных дней (тропари, кондаки, Богородичны). Чтобы знать, на какие дни приходятся подвижные (переходящие) праздники, здесь же помещается пасхалия. Для певцов приложен Месяцеслов с краткими житиями святых, тропарями и кондаками праздников.

В славянском рукописании и книгопечатании известны варианты Часослова, которые отличаются своей полнотой. Так называемый великий Часослов кроме полных текстов перечисленных выше служб содержит всевозможные молитвословия и святцы (месяцеслов) с перечислением святых, память которых церковь отмечала в течение всего года, и с текстами песнопений, посвящённых этим святым.

Часослов, а особенно его сокращенный вариант - Часовник - кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами - они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники, не говоря уже о рукописных.

Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к 13 в. Таков Часослов, привезенный епископом Порфирием (Успенским) из монастыря св. Екатерины на Синае и в 1883 г. поступивший в Петербургскую публичную библиотеку. Написан он на пергаменте, и кроме повседневных служб содержит молитвы Григория, папы римского, Иоанна Златоуста, Петра Черноризца и других церковных писателей.

Старейший известный нам датированный список русского Часослова был исполнен на пергамене в 1423 г. писцом Христофором "грубыми и неудобреными алфавиты", как он сам писал в послесловии, по повелению Кирилла Белозерского. Книга, которая сохранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря, замечательна цельностраничной миниатюрой с изображением пятиглавого храма, восходящим к известному рисунку Софии Константинопольской, исполненному Феофаном Греком.

Известен Часослов из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря, переписанный в 1451 г. "многогрешною рукою Микиты Остафьева сына Толмачева... замышлением Иоанна Мисаилова сына". По подсчетам А.А. Турилова, в архивах, музеях и книгохранилищах стран СНГ сохранилось 36 Часословов и их фрагментов, восходящих к 15 в.

Эти рукописные Часословы относятся в основном к числу "великих"; тексты служб в них приведены с достаточной полнотой, нередки и повторения отдельных текстов, если их полагалось исполнять во время различных служб. К "великим" следует причислить и краковский Часослов 1491 г.

Книги аналогичного состава, а иногда и более расширенные бытовали на протяжении всего 16 в. Назовем, например, два рукописных Часослова из собрания В.М. Ундольского. Первый из них - новгородского происхождения: в нем есть запись об архиепископе Новгородском Феодосии, установившем празднование памяти архиепископа Иоанна (ум. 1186), канонизированного московским собором 1447 г.

При широком бытовании Часословов в рукописной традиции любопытно и показательно, что типографы 16 в. к этой книге почти не обращались. На протяжении 70 с лишним лет после выхода в свет краковского Часослова книги под таким названием не издавались. Часословец, выпущенный в 1566 г. в Венеции Яковом из Каменной Реки, на самом деле представляет собой сборник смешанного содержания, включающий и краткий Часовник. Малоформатные Часовники выпускают в 1565 г. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец в Москве, Петр Мстиславец в 1574 - 1576 гг. в Вильно, ученики Ивана Федорова в 1577 - 1580 гг. в Александровой Слободе, типографы Мамоничи в конце 16 в. в Вильно. Часослов, выпущенный в 1598 г. в Остроге на Волыни опять-таки не относится к числу "великих" - это небольшая книга объемом в 121 л. Сравнительно небольшими были первые киевские и виленские Часословы первой четверти 17 в. Несколько полнее лишь острожский Часослов 1612 г.

Такое "невнимание" типографов к Часословам объясняется просто. При сравнительной скудости типографских средств, при обширности репертуара богослужебной и другой религиозной литературы славянским печатникам 16 в. приходилось быть очень жесткими и придирчивыми при отборе произведений для издания. Часослов в литургической практике может быть заменен Псалтирью с восследованием. Книга эта, впервые напечатанная в Черногории в 1495 г., на протяжении 16 в. издавалась неоднократно. Назовем венецианское издание 1519 – 1520 гг., горажданское 1521 г., милешевское 1544 г., венецианское 1546 г., милешевское 1557 г., брашовское 1576 г. и т.д. Тексты кратких Часословцев входили во многие Сборники и Молитвенники. Неоднократно печатались и Часовники.

Все это способствовало тому, что "великие" Часословы в течение долгого времени после 1491 г. в свет не выходили. Потребности священнослужителей, которые затруднялись поиском текстов по справочным отсылкам в "малых" Часословцах, удовлетворяло рукописание; последнее, как мы знаем, в 16, да и в 17 в.в. успешно конкурировало с книгопечатанием.

Лишь в 1652 г. повелением патриарха Иосифа в Москве был напечатан Часослов, который с полным правом может быть назван "великим" и который в этом отношении явился непосредственным преемником краковского издания. В послесловии книги указывалось, что ранее тексты приходилось искать в Следованной Псалтири - в этом издании "псалмы же и тропари" размещены в порядке служб: "лучшего ради изрядства вся по ряду суть расположена".

Печатные часословы 1653 г. и 1688 г. не отличаются особенно от современных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий