четверг, 13 октября 2011 г.

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 г. - 29 июня 1174 г.) - князь Вышгородский в 1149 г., 1155 г.,князь Дорогобужский в 1150-1151 г.г., Рязанский (1153 г.), Великий князь Владимирский в 1157-1174 г.г..
Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны (дочери хана Аепы Асеневича), внук Владимира Мономаха.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства.

Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей любимой резиденции.

В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154 г.) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году Андрей вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря Андрей украл чудотворную икону Богородицы которую увез с собой, впоследствии она получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня.

Сохранилась легенда, что, когда везли икону, конь остановился в 11 верстах от Владимира. Считая это за особое знамение, Андрей на месте остановки заложил село Боголюбово, которое сделалось любимым его местопребыванием и дало ему в истории прозвание Боголюбского. Отсюда он распоряжался Русской землей; сюда приходили к нему союзные и подвластные ему князья со своими полками, которые он направлял по своему усмотрению.

В 1157 году Юрий умер. Ростовцы и суздальцы, целовавшие, по его требованию, крест младшим его сыновьям Михаилу и Всеволоду , призвали на княжение к себе Андрея, "занеже бе любим всеми за премногую его добродетель". Андрей сразу проявляет свой властный характер и свое определенное стремление быть самодержавным и единодержавным. Он немедленно изгоняет своих младших братьев и детей умершего старшего брата Ростислава из Суздальской земли и никому потом, даже детям, не дает уделов в своей области. Он устраняет от себя даже старых бояр отцовских, "хотя самовластец быти всей земли Суздальской". Эти его действия отвечали интересам земли, не желавшей дробления, которое всегда являлось источником политической слабости и внутренних смут. Стольным городом он избрал пригород Владимир-на-Клязьме, сам оставаясь в своем Боголюбове. Этим он ослабляет значение веча и бояр старших городов.

В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена во Владимире земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово - любимая резиденция Андрея Боголюбского. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. В 1156 году была построена первая городская крепость в Москве - бывшей боярской усадьбе Кучково. На одном из волоколамских холмов был построен монастырь (ныне Покровская церковь).

В новом месте его окружают новые люди, им самим избранные и потому всегда готовые исполнять его волю. Владимир дан был ему отцом в удел, когда он был еще молодым. Он привык к этому городу и чувствовал себя здесь свободнее. К тому же Владимир занимал выгодное географическое положение, так как, благодаря Клязьме и Оке, из него удобнее было сноситься с Киевом и всей южной Россией.
Андрей старается возвысить Владимир, сделать из него второй Киев. В 1158 году он заложил каменную церковь Успения Божией Матери, не пожалев средств на ее украшение. Он расширил крепость города и, в подражание Киеву, построил двое ворот - золотые и серебряные. Так как Суздальская область была новой по сравнению с другими, укреплялась и расширялась путем колонизации в землях чужих и языческих, то постройка церквей имела громадное значение и возвышала всю область. Андрей строит великолепный храм Рождества Богородицы в Боголюбове, строит церкви в Ростове и других городах с особой пышностью и великолепием, призывая для этого заграничных мастеров. В 1162 году он делает попытку основать особую митрополию во Владимире, имея своего кандидата в митрополиты. Получив отказ от константинопольского патриарха, он сделал этого кандидата епископом ростовским, заставив его жить во Владимире.
Этот епископ Феодор не хотел признавать митрополита киевского, выразив тем самым стремление свое и своего князя в автокефальности суздальской церкви. Однако Феодор был отдан князем на суд митрополита и подвергся жестокой казни.

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120 г.) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.
Зимой 1172 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре "идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар". Эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских болгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях," по-прежнему, как при отце и дяде Юрия".

Андрей подчинил себе князей рязанских, стремился к подчинению Новгорода и Киева, начиная с первого. Уже в 1160 году он шлет к новгородцам послов со словами: "Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом". Новгородцы после этих слов изгоняют от себя сына киевского князя - Святослава Ростиславича и принимают к себе в князья Андреева племянника, Мстислава. В следующем 1161 году, помирившись с отцом Святослава, Ростиславом киевским, Андрей, по уговору с ним, против воли Новгорода посадил там Святослава. В 1167 году Ростислав киевский умер. Старшими из Мономаховичей были сын Мстислава Великого Владимир и Андрей. На юге северных князей не любили, а Владимир был слишком слаб, чтобы занять великое княжение. Киев был занят, с общего согласия народа и южных князей, сыном Изяслава Мстиславича, Мстиславом волынским. Не получив от него никакой награды за уступку ему первенства, южные князья обиделись и были готовы интриговать против него. Андрею было досадно, что ненавистный ему Мстислав, младший князь, будучи слабее его, занял великое княжение. Вслед за этим обида пришла и со стороны Новгорода: новгородский стол был занят малолетним сыном Мстислава, Романом, и фактическим князем являлся там все тот же Мстислав, который не давал Андрею распоряжаться в Новгороде. Убедившись, что многие южные князья будут на его стороне, Андрей решился на разгром Киевской области.

В 1169 году он двинулся с огромной ратью против Мстислава. К ополчению Андрея присоединилось 11 князей. Мстислав затворился в Киеве; киевляне, из любви к сыну Изяслава, мужественно встретили врагов, в первый раз согласившись выдержать осаду. После трехдневного боя Киев был взят "на щит" и отдан на беспощадное разграбление; был сожжен даже Печерский монастырь. Андрей Боголюбский сделался великим князем, но Киев отдал младшему своему брату Глебу , а сам остался на севере, во Владимире и в своем Боголюбове.
Этот поступок Андрея является событием величайшей важности, с которого начался на Руси новый порядок вещей. Значение Киева, как центра земли Русской, было перенесено на личность великого князя. Княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение; впервые мелькнула мысль придать этому старшинству авторитет верховной власти. Киев по-прежнему остался старейшим, богатейшим и лучшим русским городом, но идея единства и центра земли теперь воплотилась не в нем, а в великом князе. Этот князь сделался силою, не зависимой от места и традиции. Сознание своей силы побуждает Андрея Боголюбского переменить обращение с слабейшими, младшими князьями. Родовые отношения князей рушатся; нарождаются новые, государственные. Лично Андрей сумел захватить в свои руки власть почти над всей своей братией.

Его равно слушались и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, и князья смоленские, полоцкие, волынские и другие. Андрей раздавал и передавал князьям города по своему усмотрению, не считаясь ни с правами князей, ни с правами городов. Князья поняли, что Андрей, как выразился Мстислав Ростиславич, хочет сделать младших князей "подручниками" великого князя. Раньше княжеская волость была временным, очередным владением того или другого князя; Андрей, оставшись в Суздальской области, придал ей характер личного, неотъемлемого достояния одного князя, выделив ее из круга областей, обладаемых по очереди старшинства.
После взятия Киева Боголюбский нашел предлог и для наказания Новгорода. У двинских данщиков Новгорода произошло столкновение с суздальскими, причем первые одержали верх и даже взяли дань с суздальских подданных. Андрей двинул на Новгород, под предводительством сына своего Мстислава, огромную рать из ростовцев, суздальцев, смольнян, полочан, рязанцев и муромцев. Войско это новгородцы, сделавшие 25 февраля 1170 года вылазку, разбили наголову и обратили в бегство, захватив так много пленных, что потом суздальцы продавались ими по "ногате" за человека, т. е. втрое дешевле овцы. При отступлении суздальское войско потерпело еще громадный урон от голода. Неурожай хлеба в этом году заставил новгородцев смириться, после того как Боголюбский остановил подвоз хлеба из своего княжества. Роман Мстиславич был изгнан, и в Новгороде сел князь от руки Андрея Боголюбского - Рюрик Ростиславич.

В 1171 году умер Глеб. Андрей посадил в Киеве одного из смоленских князей, Романа Ростиславича, трое братьев которого сидели по городам около Киева. Вскоре Боголюбскому донесли, что брат его Глеб умер от руки убийц из киевских бояр. Андрей потребовал их наказания, но Ростиславичи, считая донос неосновательным, не послушались. Тогда Андрей послал сказать Роману: "Не ходишь в моей воле с братьями своими: так ступай вон из Киева, Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите". Роман повиновался, но Рюрик, Давид и Мстислав решились на борьбу.
Они захватили Киев, изгнав оттуда Андреева брата Всеволода, и посадили в нем Рюрика. Другой брат Андрея, Михаил, стесненный Ростиславичами в Торческе, согласился быть заодно с ними. Узнав об этом, Боголюбский приказал Ростиславичам, чтобы Рюрик шел в Смоленск в свою отчину, а Давид и Мстислав, как зачинщики, совсем выходили из русской земли. Мстислав за такие речи велел остричь Андрееву послу бороду и голову и отпустил его с такими словами: "Скажи от нас своему князю: мы до сих пор почитали тебя как отца, но если ты не устыдился говорить с нами как с твоими подручными и людьми простыми, забыв наш княжеский сан, то не страшимся угроз, исполняй оные, - Бог нас рассудит". Андрей немедленно собрал до 50 тысяч войска и велел Рюрика и Давида выгнать из их отчины, а Мстислава живым привести к нему.

В войске Боголюбского, кроме суздальцев, были муромцы, рязанцы и новгородцы; по пути, хотя и поневоле, присоединились смольняне, а затем князья черниговские, полоцкие, туровские, пинские и городенские. Но так как среди войска не было единодушия, и ничто не воодушевляло его, кроме капризной воли великого князя, то все огромное ополчение обратилось в бегство после осады Вышгорода, обороняемого Мстиславом. Только начавшиеся смуты среди южных князей заставили Ростиславичей, менее чем через год, опять вступить в переговоры с Андреем Боголюбским и просить у него Киева для Романа. Андрей велел немного подождать ответа, но отвечать ему уж не пришлось.

Ночью, 28 июня 1174 года, он был убит в Боголюбове своими приближенными, среди которых было много недовольных его строгостью. Шурин его, Яким Кучков, мстя ему за казнь брата, объединил недовольных. Заговорщики, в числе 20 человек, вломились в спальню князя и напали на него. Андрей хотел схватиться за меч, но княжеский ключник Анбал, примкнувший к заговорщикам, заблаговременно убрал его. Несмотря на свой преклонный возраст, князь еще был силен и даже безоружный оказал сопротивление. "Горе вам, нечестивые! - воскликнул он. - Зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? Какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отмстит вам за мой хлеб". Наконец, он упал под ударами. Заговорщики, думая, что князь мертв, взяли тело своего товарища, нечаянно убитого во время схватки, и хотели удалиться, но вдруг услышали стон. Андрей поднялся и пошел под сени. Они воротились и добили его.

Утром был убит ими княжеский любимец Прокопий, и разграблена княжеская казна. Были убиты также княжеские посадники и тиуны и разграблены их дома. Пограбили и иностранных мастеров храма. К грабежам присоединился и народ, распространяя их по всей волости. Опасаясь мщения владимирцев, заговорщики послали было сказать им, что и среди них есть сообщники заговора. Владимирцы, однако встретили известие о смерти князя равнодушно. Нашелся только один человек, преданный убитому князю, - его слуга Козьма, да и тот был киевлянин. Козьма взял лежавшее в огороде обнаженное тело князя, завернул его в плащ и ковер и хотел внести в церковь; но пьяные слуги не хотели отпереть церкви. Тело пришлось положить на паперти, где оно пролежало два дня, пока не пришел козьмодемьянский игумен Арсений и не внес его в церковь, отслужив первую панихиду. Только на шестой день, когда волнение улеглось, владимирцы послали в Боголюбово за телом князя и похоронили его в построенной им церкви Богородицы.
Никогда еще на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими явлениями, как смерть Андрея Боголюбского. Объясняется это его неуменьем выбирать людей, его резкими, подчас необузданными и произвольными действиями, несогласными зачастую с обычаями и традициями места и времени. Со смертью Боголюбского исчезла и сила его власти; дети не получили отеческого наследия, причем и самый род его пресекся. И то, что им намечено было нового, получило развитие лишь спустя целое столетие.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея Боголюбского следующими словами:

«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля).

Комментариев нет:

Отправить комментарий