суббота, 15 октября 2011 г.

Требник

В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по потребам (нуждам) одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Виды Требника: большой; малый; дополнительный и Требник в двух частях (малый).

Требник большой имеет две части.
В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни или всех, или большей части христиан. Это главным образом последования таинств - Крещения, Миропомазания, Покаяния, Венчания (Брака), Елеосвящения - и других Божественных служб, как погребение усопших, освящение воды, пострижение в монашество. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он преселяется в вечность. Молитвословия изложены в том последовательном порядке, в каком обыкновенно бывают потребны христианину. При тяжелой болезни, препятствующей человеку идти в храм, чтобы принять Святое Причащение, Православная Церковь позволяет на дому приобщиться Святых Таин Христовых. Поэтому в Требнике, наряду с последованиями указанных таинств, есть чин, "егда случится вскоре вельми больному дати причастие".

Вторая часть Требника большого содержит главным образом молитвословия на разные потребы, в частности: молитвы на освящение вещей, зданий и строений; молитвы при освящении овощей (плодов) и винограда (гроздия); молитвы разрешительные от клятвы; молитвы при начале всякого труда и вообще испрашивающие благословение Божие; молитва святых седми отроков Ефесских (память 4 авг. и 22 окт.) о немощном и неспящем (который изнуряется, не имея долгое время сна); молитва над солию; последование в сыноположение (то есть при усыновлении кого-либо); молитвы при благословении яств и артоса во Святую Пасху; последование об отроках неудобоучащихся; молитвословия об отгнании злых духов; некоторые последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий четверг, Слова святого Иоанна Златоуста на Великий четверг и на Святую Пасху и молитвы коленопреклонные на вечерне и в день праздника Пятидесятницы; молебные пения на разные случаи; молитвословия о взыскующих мира; изложение обрядов и молитвословий, какие бывают при принятии Православной Церковью в свое лоно находящихся вне ее; чины на освящение храма; Номоканон (собрание правил канонических).

Кроме того, в Требнике большом находятся две дополнительные главы, составляющие как бы третью его часть. Первая содержит Месяцеслов, вторая - сословие (указатель) имен (святых) по алфавиту.

Требник малый содержит извлечения из большого Требника, сделанные ради удобства - с целью иметь небольшую книгу при совершении треб, особенно тех, которые приходится совершать чаще других. Поэтому содержание первой части большого Требника, за очень немногим исключением, заключается и в Требнике малом. Из второй части Требника большого в Требник малый внесены последования малого освящения воды и освящения воды Святых Богоявлений; молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и кладезей; молитвословия при освящении оскверненного; молитвы, читаемые при благословении над солию, сеянием и тому подобным. Из Номоканона взято "нужнейших правил изъявление" (короче, чем в Требнике большом). В Требнике малом печатаются Месяцеслов, Пасхалия зрячая, а также то, чего нет в Требнике большом позднейших изданий, например молитва святых Крещений вкратце - "како младенца крестити в борзе страха ради смертнаго"; "Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Матери Господни при разлучении души от тела всякого правовернаго".

Требник дополнительный содержит чины освящений храма и вещей, принадлежащих главным образом храму, которые освящаются иногда и не вместе с освящением его, таковы крест на храме, сосуды богослужебные, священные одежды, иконы, иконостас, колокол, крест, носимый на персях (груди). Здесь также есть чины освящения артоса, кладезя, пчел, благовонных зелий и всякой вещи.

Требник в двух частях (малый) содержит всё то, что находится в Требниках малом и дополнительном, а также некоторые молитвы из Требника большого, например: "молитва на всякую немощь", "чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет", "молитва во еже устроити корабль".

"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru)


История Требника.

Первоначальные Требники до нас не дошли. Наиболее ранним из известных источников являются Евхологион Серапиона, епископа Тмуитского (Египет, IV в.), а также сборник молитв и служб, содержащийся в восьмой книге «Апостольских постановлений».

По мере развития внешней стороны богослужения число молитвословий увеличивалось до IX века включительно. В греческой церкви Требник вместе со Служебником составляют единую книгу, называемую Евхологион (Молитвослов). До наших дней сохранились рукописи VIII - IX веков: Евхологион Барбериновской библиотеки и Евхологион Синайского монастыря, обнаруженный епископом Порфирием (Успенским) во время его путешествия на Восток.

На славянский язык Требник был переведён впервые святыми Кириллом и Мефодием (IX век).

Он был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При нем грек Феогност, поставленный митрополитом Всероссийским, повелел в 1328 году перевести на славянский язык привезенный им Требник. Его Требник вошел во всеобщее употребление в Русской Церкви.

С появлением книгопечатания на Руси (1564 г.) рукописные Требники исправлялись и издавались при патриархах Филарете (1619 - 1633), Иоасафе I (1634 - 1640), Иосифе (1642 - 1652), Никоне (1652 - 1666), Иоасафе II (1667 - 1672), Иоакиме (1674 - 1690).
Патриарх Иоасаф I дополнил Требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника. Он получил название Требника Малого. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, напечатав в Малом Требнике Номоканон (в сокращенном виде).
В 1863 году в Киево-Печерской Лавре по благословению киевского митрополита Арсения был издан Требник Дополнительный.

Отдельно надо сказать о Требнике митрополита Киевского Петра Могилы, который был составлен и издан им в 1646 году с целью дать юго-западному духовенству не только вновь обработанную официальную богослужебную книгу, очищенную от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в церковную обрядность малороссийских церквей под влиянием католичества, но и цельное и всестороннее практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения. Петр Могила составил свой Требник на основе греческих евхологиев и древнеславянских письменных источников. Однако в свой Требник он включил некоторые чинопоследования и молитвословия с объяснительными замечаниями из римского требника 1615 года, редактированного впервые еще при папе Павле V в 1603 году. Таким прямым заимствованием из римского ритуала является, например, «Устав тайны святого покаяния» в Требнике Петра Могилы.

В Требнике Петра Могилы имеются также статьи, которые по своему содержанию делятся на обрядовые, казуистические и пастырские. В статьях первого типа раскрывается основная идея обряда и значение всех его принадлежностей, статьи второго типа содержат наставления священнику на различные затруднительные случаи, в третьей группе указываются требования к пастырю как совершителю Таинств и обрядов и говорится о том, как пастырь должен относиться к пасомым.

По содержанию Требник Петра Могилы делится на три части. Первая часть содержит чинопоследования Таинств и важнейших молитво-словий, относящихся к жизни христианина от его рождения до смерти. Во второй части Требника находятся чины на освящение и благословение различных принадлежностей храма и предметов быта христиан (например, освящение богослужебных сосудов и одежд, икон). Чины эти встречаются в Требниках Восточной Церкви и составлены Петром Могилой на основе древней практики Восточной Церкви. В третьей части содержатся моления по поводу событий, имеющих характер общественных бедствий, например во время мора скота, а также событий, касающихся жизни отдельных христиан или общественных групп: молебен за бесноватых, в день новолетия, благодарение о получении помощи.

Петр Могила, умерший вскоре после издания своего Требника, не успел представить его на рассмотрение Всероссийского Патриарха и Собора. Требник не получил повсеместного распространения и признания, хотя некоторые статьи из него были внесены в печатавшиеся в Москве богослужебные книги. Таковы «Известие учительное» в Служебнике, чин присоединения иноверцев, «Книга молебных пений» и т.д. Этот Требник применяется при совершении обрядов, чинопоследования которых отсутствуют в Большом Требнике: на открытие монастырей, на обретение святых мощей. Так, по чину, изложенному в Требнике Петра Могилы, было совершено обретение нетленных мощей святителя Митрофана Воронежского в 1832 году и святителя Тихона Задонского в 1861 году.

Старейшие русские Требники сохранились преимущественно в монастырских библиотеках; это монашеские Требники, называвшиеся иногда «постригальниками», так как их ядром являлись чины монашеских пострижений «малого» и «великого образа», которым всегда предшествовал чин «одеяния рясы». Обязательными для таких Требников являлись также чины погребения монахов и «мирских людей», в том числе младенцев. В древних Требниках есть и статьи, входящие обычно в Служебники: чины исповеди и приготовления к Причащению, а также «омытия мощей», августовского водосвятия, молитвы Утрени и Вечерни. Позднее в монастырских Требниках появляются и канонические тексты «Вопрошание Кириково» и «Исправление» Илии (Иоанна). Многие статьи древнерусского Требника являлись переработкой византийского оригинала, а отдельные вообще отсутствовали в греческом Евхологии, например, молитвы «о оскорбляемых и обуреваемых духом нечистым», «отходящим спати», «встающим от сна», «молитвы в начале жатвы и сбора урожая». Русской по происхождению является молитва митрополита Илариона при службе «в начало индикта» (церковного новолетия). В одном из списков древнерусского Требника помещен чин венчания на царство внука Ивана III Дмитрия с записью о совершении этого обряда в 1488 году.
Кроме монашеских Требников выделяют Требники архиерейские, содержащие, с одной стороны, чины и обряды, необходимые монашествующим, а с другой стороны, те, которые совершает лишь архиерей (чины хиротонии, поставления игумена, специальные молитвы архиерея перед отправлением в путешествие, при встрече им в церкви князя или царя и др. ). В приходских Требниках помещались молитвы «над стадом», «над гумном», «над пещию», в начале сева и уборки урожая, перед началом варения пива, меда и др., в монастырских - молитвы «на брань блуда», «от искушения во сне», «отходящим в затвор» и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий