воскресенье, 9 октября 2011 г.

Икона Божией Матери

В истории бывают чудеса, происходят события, не имеющие научного объяснения.
В 1395 г. войска правителя среднеазиатского государства Тамерлана (Тимура) вторглись на Русь. Две недели стояли русское войско и войско Тамерлана друг напротив друга возле Коломны, после чего Тамерлан неожиданно покинул русские земли.
Избавление было приписано заступничеству чудотворной иконы Владимирской Богоматери, перевезенной в это время из Владимира в Москву.
Существует легенда, что Тамерлан увидел сон, в котором ему явилась Богоматерь и предупредила, что его ждет смерть, если он не оставит Русь в покое. Тамерлан проснулся и увидел, что стены его шатра покрылись кровью. Этот сон произвел на него сильное впечатление, и он не стал испытывать судьбу. Его войска, не дав боя, спешно покинули Русь.
Хочется вспомнить более приближенные к нам по времени события, в которых также нашлось место чуду.
В конце сентября 1941 г., в самые тяжелые дни для блокадного Ленинграда, с благословления митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) из Князь-Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом весь город. Поразительно, но через пару дней штурм прекратился. С тех пор ленинградцы стали считать образ Казанской Божией Матери чудодейственным.
В конце октября 1941 г. шли бои в 80 - 100 км от Москвы. Среди москвичей царила паника. И вот в это время, когда ситуация на подступах к столице была угрожающей, икону Казанской Божией Матери переправили на самолете из осажденного Ленинграда в Белокаменную.
В самые тяжелые для Москвы дни икону помещали в самолет, который облетал опасные участки фронта. И случилось чудо: в начале декабря 1941 г. враг дрогнул, и наши войска перешли в наступление.
Осенью 1942 г. образ Казанской Божией Матери перевезли в Сталинград. План вермахта предусматривал взятие города и захват левого берега Волги в районе Сталинграда. Массированные бомбардировки уже разрушили город до основания, больше 40 тысяч жителей было убито. И вот в самый ответственный момент, когда Сталинград лежал уже в руинах, а немцы предпринимали одну за другой попытки захватить левый берег Волги, перед иконой Божией Матери началось богослужение. Молебны и поминовения погибших воинов шли без перерыва день и ночь. Самое удивительное, что немцы так и не смогли взять левый берег Волги. Контрнаступление наших войск под Сталинградом началось со службы перед образом. В результате войска противника внутри города и вокруг него были окружены и взяты в плен.
У многих военачальников периода Великой Отечественной войны при себе имелись иконы с изображением святых. Маршал Жуков, например, проходя с войсками через Киев, оставил свою икону Божией Матери в храме Киево-Печерской лавры и завещал молиться перед ней, чтобы Господь помогал ему в его военной деятельности. Сам он всегда носил Казанскую икону.

По материалам статьи Л. Шаровой в г. "Ступени".


ИСТОРИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Казанская икона Божией Матери - чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.
После пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне явилась Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

День явления Казанской иконы - 8 июля по юлианскому календарю - ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона (принявшая имя Мавра).
Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена, вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч руб; также были похищены деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.
Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани, в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году, по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году, московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.
Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:
«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче».
Современный храм в Коломенском был построен в 1649-1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.
В конце XX века получили распространение мифы об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.

ИКОНОГРАФИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы - одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Владимирская икона Божией Матери - икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной.

По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевёз Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

21 мая (3 июня) - избавление от Махмет-Гирея;
23 июня (6 июля) - избавление от Ахмата;
26 августа (8 сентября) - сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

В 1918 году ее изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057-1185).

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи - около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад - по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате).

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)
Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)
Псково-Печерская «Умиление» (1524)
Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)
Красногорская (Черногорская) (1603)
Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий