среда, 12 октября 2011 г.

Елена

1. Имя Елена.
2. Святая Елена.
3. Елена Глинская - великая княгиня Московская, мать Ивана Грозного.


1.Елена (из др.-греч. ) - женское имя.

Этимологическое значение предположительно: «факел, светоч» или «гречанка».

Производные: Лена, Алёнка, Ела, Еленка, Еленя, Елюся, Елюша, Еля, Лёля, Лёна, Ленуся, Ленуша, Леся, Лёся, Люся.

Иноязычные аналоги:

англ. Helen, Elena
белор. Алена
болг. Елена
исп. Elena
итал. Elena
нем. Helena
рум. Ileana
укр. Олена, Елена, Гелена, Єлена
фин. Elena
фр. Helene
чеш. Elena, Lenka, Alena, Helena

Именины (даты даны по григорианскому календарю): 28 января, 19 марта, 3 июня, 8 июня, 10 июня, 24 июля, 10 августа, 17 сентября, 12 ноября.

Известные носители.

Святые Елены.

Елена - мученица, по преданию дочь апостола Алфея;
Елена Равноапостольная (250-330) - мать императора Константина I, распространяла христианство;
Елена (... - 969) - имя при крещении Святой княгини Ольги;
Елена из Шёвде (1101-1160) - святая, покровительница шведского города Шёвде, канонизирована в 1165 году;
Елена Сербская (Анжуйская) (2-я четв. XIII в.-1314) - жена короля Стефана Уроша I Неманича, которая родила и воспитала ему королей Стефана Уроша II Милутина и Стефана Драгутина.
Елена (Девочкина) (... - 1547) - первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, почитается в лике преподобных.
Елена (Чернова) (1874-1943) - мученица. В 2006 году причислена к лику святых (в составе Собора новомучеников);
Елена (Асташкина (Асташикина) Елена Васильевна) (1878-1937) - преподобномученица, инокиня. В 2000 году причислена к лику святых (в составе Собора новомучеников);
Елена Дивеевская (Мантурова Елена Васильевна) (1805-1837) - преподобномученица. В 2001 году причислена к лику святых (в составе Собора новомучеников).

Монархи.

Россия.
Елена Глинская - великая княгиня Московская, мать Ивана Грозного.
Елена Стефановна («Волошанка») - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олелькович, княгиня тверская.
Елена Иоанновна (1476-1513) - дочь великого князя Ивана III Васильевича и Софии Палеолог, великая княгиня Литовская, королева Польши.
Елена Всеволодовна - княгиня польская, дочь князя Всеволода Мстиславовича, князя Бельского, жена польского короля Казимира II Справедливого, мать Лешко Белого.
Елена Михайловна Репнина - царица, жена Василия Шуйского.
Елена Павловна (дочь Павла I) - вел. княгиня, дочь императора Павла I.
Елена Павловна (Фредерика Вюртембергская) (1806-1873) - жена вел. князя Михаила Павловича.
Елена Сербская - жена Иоанна Константиновича Романова.
Елена Владимировна, вел. княгиня, дочь вел. князя Владимира Александровича, жена Николая Греческого.

Прочие страны.
Елена (царица Адиабены)
Елена Болгарская - жена византийского императора Феодора II Ласкариса.
Елена (королева Хорватии) (Елена Красивая) (XI век) - королева Хорватии, жена короля Дмитара Звонимира.
Елена Черногорская - жена короля Италии Виктора Эммануила III.
Инфанта Елена (р. 1963) - дочь короля Испании Хуана Карлоса.
Елена Греческая и Датская (1896-1982) - королева Румынии, мать Михая I.
Принцесса Елена Румынская (р.1950) - дочь Михая I.

Фольклор и литература.
Елена Прекрасная - персонаж древнегреческой мифологии.
Елена Премудрая - героиня русских сказок.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции - в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.


2. Святая Елена.


А) Святая равноапостольная царица Елена.

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах.

Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью "Под сим знаком победишь".

В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова.

В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа.

В Константинополь она возвращалась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа.

Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году на руках своего сына и внука Констанция.

За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин - Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников - для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.


Б) Княгиня Ольга - первая русская святая.

Княгиня Ольга (884-969) - первая русская святая - в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. Древние летописи говорят, что святая княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли и языческое имя ее было Прекрасна. Ольга обратилась в христианство в Киеве, но крестилась она в Константинополе в 955 году приняв во Святом Крещении имя Елена, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: "Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги".
См. статью Княгиня Ольга.


В) Блаженная Елена Сербская.

Еще одна святая Елена - блаженная Елена Сербская, супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии - святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета.
Умерла 8 февраля 1306 года.
Похоронена в своей обители - монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в Градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября - в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.


Г) Святая мученица Елена.

О святой мученице Елене известно лишь то, что ее отец - святой апостол Алфей (из числа 70-ти) происходил из галилейского города Капернаума и был отцом апостолов Иакова Алфеева и Матфея.

Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея. За исповедание веры в Иисуса Христа святой Аверкий был привязан нагим среди пчельника и мученически скончался от укусов пчел. Сестра его, святая Елена, была побита камнями.


Д) Преподобная Елена Дивеевская.

Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки - не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.
Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат - Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, - сказал отец Серафим. - А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!».
«Благословите, Батюшка», - смиренно ответила Елена Васильевна.
Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.


Е) Асташкина (Асташикина) Елена Васильевна - преподобномученица Елена.

Преподобномученица Елена - в миру Елена Васильевна Асташкина - родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали. С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря. Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.

В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР. Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.

В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году монахиня Елена (Асташкина) была причислена к лику святых.


(Христианская история помнит еще одну Елену - но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей - Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы).


3. Елена Глинская - великая княгиня Московская, мать Ивана Грозного.

Елена Васильевна Глинская ( 1508 - 3(4) апреля 1538 г.г.) - великая княгиня Московская, дочь князя Василия Львовича из литовского рода Глинских и его жены Анны Якшич. В 1526 году стала женой разведённого с первой женой Соломонией Сабуровой великого князя Василия III. Вторую жену московский князь выбрал «лепоты ради ея лица и благообразия возраста». Василий был столь увлечен молодой женой, что не побоялся нарушить обычай старины, «возложив братву на браду» (то есть бреясь). Через четыре года после свадьбы у Елены и Василия родился наследник, будущий царь всея Руси Иван IV(Грозный).

Василий III умер в декабре 1533 года. Последней его волей была передача престола сыну Ивану, а «жене Олене» с боярским советом Василий III приказал «держать государство под сыном» до его возмужания.

Довольно быстро великая княгиня Елена Глинская стала единоличной правительницей России на правах регентши при малолетнем Иване. Таким образом она стала первой после великой княгини Ольги правительницей русского государства.
Глинской удалось раскрыть несколько боярских заговоров, ставивших целью ее свержение. Дядю, Михаила Глинского, посадила в тюрьму за недовольство её фаворитом Овчиной-Телепневым-Оболенским.
Не пользовалась симпатиями ни у бояр, ни у народа как женщина не московских, а, скорее европейских нравов и воспитания.

Однако за пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать столько, сколько не каждый мужчина-правитель успевает свершить за все время своего правления. Литовский король Сигизмунд обманулся в расчетах на внутренние смуты и бессилие государства, руководимого женщиной: он начал в 1534 г. войну против России и проиграл ее. Правительство Глинской беспрерывно вело запутанные интриги в области международной дипломатии, пытаясь одержать «верх» в соперничестве с казанским и крымским ханами, еще полвека назад чувствовавшими себя господами на Русской земле. Княгиня Елена Васильевна сама вела переговоры и по совету с верными боярами принимала решения. В 1537 г., благодаря ее дальновидным замыслам, Россия заключила договор со Швецией о свободной торговле и благожелательном нейтралитете.

Внутренняя политика Елены Глинской также отличалась большой активностью. Подобно княгине Ольге, основавшей в Х в. немало новых поселений, Елена Васильевна отдала приказ о построении городов на литовских границах, о восстановлении Устюга и Ярославля, а в Москве в 1535 г. строителем Петром Малым Фрязиным был заложен Китай-город. В годы правления Глинской была сделана попытка изменить и систему местного управления, что предвосхитило будущие реформы Ивана IV.

В богатую Московию потянулись эмигранты из других стран; только из Литвы выехало 300 семей.

Однако наиболее крупным мероприятием внутренней политики Елены Васильевны была монетная реформа 1535 г., приведшая к унификации денежного обращения в стране и преодолению последствий раздробленности. Она фактически ввела единую валюту на территории Руси. По всей России стали печатать деньги с изображением всадника с копьем, отчего и монеты назвали «копейками». Эта была серебряная копейка весом 0,68 г; одна четвёртая часть копейки - полушка. Это был весомый шаг для стабилизации экономики Руси.

Перед Еленой Глинской открывались широкие перспективы. В 1538 г. ей было всего 30. Она была молода, энергична, полна замыслов...
Но 3(4) апреля она скоропостижно скончалась.
По слухам, была отравлена Шуйскими. Елена была похоронена в Кремле, в Вознесенском женском монастыре.

Реконструкция внешности Елены Глинской высветила её прибалтийский типаж. Лицо княгини отличалось мягкими чертами. Она была довольно высокого для женщин того времени роста - около 165 см и гармонично сложена. В захоронении сохранились остатки волос Елены Глинской - рыжего, как красная медь, цвета.

Один из современников Ивана Грозного отмечал рыжину его волос. Теперь ясно, чью масть унаследовал царь. Именно волосы помогли выяснить причину неожиданной смерти молодой женщины. Это крайне важная информация, ведь ранняя гибель Елены несомненно повлияла на последующие события русской истории, на формирование характера ее осиротевшего сына Ивана - будущего грозного царя.

Как известно, очищение человеческого организма от вредных веществ происходит через систему печень - почки, но много токсинов накапливается и сохраняется длительное время также в волосах. Поэтому в тех случаях, когда мягкие органы недоступны для исследования, эксперты делают спектральный анализ волос. Останки Елены Глинской анализировала эксперт-криминалист кандидат биологических наук Тамара Макаренко. Результаты получились ошеломляющими. В объектах исследования эксперт обнаружила концентрации солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такие количества организм не мог накопить постепенно, значит, Елена сразу получила огромную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти.

Позднее Макаренко повторила анализ, который убедил ее: ошибки нет, настолько яркой оказалась картина отравления. Молодую княгиню извели с помощью солей ртути, или сулемы, - одного из наиболее распространенных в ту эпоху минеральных ядов (Журнал «Вокруг света» июнь 2011г.).

Так 400 с лишним лет спустя удалось узнать причину гибели великой княгини. И тем самым подтвердить слухи об отравлении Глинской, приведенные в записках некоторых иностранцев, посетивших Москву в XVI- XVII веках.

К власти после смерти Елены пришёл боярин Василий Немой-Шуйский, который поспешил забыть о чужеземке, правившей российским государством пять лет, и повелел бросить фаворита Глинской князя Ивана Овчину в темницу. Спустя несколько месяцев бывший любовник княгини умер от голода и развившейся болезни. Некоторые историки утверждают, что Овчина-Телепнёв-Оболенский был казнён.

Несколько лет продолжалось знаменитое в русской истории «боярское правление», раздоры между боярами, смуты, заговоры и интриги. И лишь в начале 1547 года во главе российского государства встал Иван IV Васильевич Грозный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий