суббота, 15 октября 2011 г.

Изборник

«Изборниками» в Древней Руси называли рукописные сборники, состоявшие из статей и отрывков, выбранных из разных книг. Наиболее известные из них Изборник Святослава 1073 года - вторая по древности (после Остромирова Евангелия 1056 - 57 г.г.) дошедшая до нас датированная древнерусская рукописная книга и Изборник 1076 - третья по древности точно датированная древнерусская (славянская) рукописная книга.

«Изборники» 1073 и 1076 г.г. составлены для великого князя Святослава Ярославовича неким дьяком Иоанном. Князь Святослав Ярославич (1027 - 1076) - третий сын Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской (крестилась в Новгороде с именем Ирина), князь черниговский, а с 1073 года - великий князь киевский.

Оригиналом для первого «Изборника» послужил сборник, переведённый в конце IX - начале X в. с греческого языка на болгарский для болгарского царя Симеона I . (Симеон Великий ( 864 - 927 г.г.) - князь Болгарии c 893 года, с 919 года - царь. С именем царя Симеона связан «золотой век» болгарского государства. Его победоносные войны расширили пределы болгарских владений до берегов трех морей: Адриатического, Эгейского и Чёрного. В 917 году, победив византийские войска в битве на реке Ахелой, Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев». При нем Болгария переживала «золотой век» письменности).

Открывает «Изборник» похвала Святославу Ярославичу, где он даже называется «великим в князих княз». Та же похвала повторяется и в конце книги, на листах 263 и 264, но здесь имя и титул князя, а также имя писца написаны по стертому тексту. Это наводит исследователей на мысль, что «Изборник» принадлежал не Святославу, а его брату Изяславу, которого Святослав изгнал из Киева в 1073 году. Тогда же он завладел «Изборником», заменил первый лист и переделал последний. Однако, надо подчеркнуть, что это всего лишь предположение.

Изборник по содержанию представляет собой сборник из более чем 380 статей энциклопедического характера 25 виднейших византийских авторов, в том числе трактат по поэтике «Об образех» Георгия Хировоска, посвящённая вопросам стилистики. Здесь кроме выписок из самых различных творений отцов церкви, статей церковного, богословского и философского содержания, встречаются статьи по грамматике, логике, есть даже притчи, загадки и т. д.
Роскошно оформленный Изборник славится своими иллюстрациями. Особенно популярно групповое изображение княжеской семьи Святослава. По всей видимости, именно этот князь приказал вшить в рукопись согнутый пополам пергаментный лист с изображением Спасителя и своего семейства. Это редчайший случай в истории древнерусского изобразительного искусства - прижизненное изображение людей, отнюдь не причисленных к сонму святых. Первый подобный прецедент - фрески 1040-х гг. в Киевском Софийском соборе, на которых изображены Ярослав Мудрый, держащий модель храма, и его жена княгиня Ирина с тремя дочерьми.
На миниатюре из «Изборника» лица ближайших родственников Святослава мало индивидуализированны, они носят обобщенный характер. Миниатюра сильно пострадала от потерь красочного слоя. Однако по ней можно с достоверностью судить, как одевались в далеком прошлом русские князья. Видны роскошные одежды: своеобразные «тюркские» собольи шапки, обшитое золотой каймой платье княгини. На сыновьях Святослава надеты сафьяновые сапоги и дорогие кафтаны. На великом князе парчовый плащ с фибулой. В руках он держит, надо понимать, сам «Изборник», а не традиционное Евангелие.
Рукопись содержит 266 листов. С XVII века «Изборник», по-видимому, находился в основанном патриархом Никоном Воскресенском (Ново-Иерусалимском) монастыре, где его обнаружили исследователи древнерусской и славянской письменности К. Калайдович и П. Строев. Сейчас «Изборник» хранится в Москве в Государственном историческом музее. «Изборник Святослава» является важным памятником как старославянского (особенно в области лексики), так и древнерусского языков. Изборник 1073 г. служил, можно сказать уверенно, энциклопедией своего времени, освещавшей самые главные вопросы христианской культуры.

Совершенно иное содержание Изборника 1076 г., составленного «Из многих книг княжьих» «рукой грешнаго Иоанна дьяка в лето 7584, при Святославе, князи Русьскы земля». Здесь совсем нет того церковно-энциклопедического содержания, каким отличается Изборник 1073 г. Содержание статей Изборника 1076 г. почти исключительно общеморальное. Сборник открывается статьей о важности и полезности чтения книг «Словом некоего Калугеря о четьи книг»; далее следуют: «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезна», «Наказание богатым», «Слово, еже правоверну веру имети», «Наказание Исихия пресвитера», «Премудрости похвала», «Иоанна Златоустого слово разумно и полезно», «Св. Василия, како подобает человеку бытии», «Ксенофонта наставление детям своим», «Наставление Феодоры», «Афанасьевы ответы противу нанесенных ему вопросов» – одна из наиболее обширных статей сборника, представляющая ряд вопросов и ответов; далее статьи: «О женах злых и добрых», «Сто слов» патриарха Геннадия, «Наставление Нила Черноризца» (Синайского) и т. д. Перед нами – ряд «слов», «поучений», «наказаний» общеморального содержания, «разумных и полезных», на тему: «како подобает человеку бытии», как «правоверну веру имети» и т. п. Статьи излагаются или в форме кратких афористических изречений, или в виде отдельных, довольно обширных «слов» и «наказаний», также в виде «вопросов и ответов». Несколько статей этого сборника - славянского происхождения. Рукопись оформлена довольно скромно.
Изборник содержит 276 листов и хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий